Дарья (daralian) wrote,
Дарья
daralian

Как отсутствие мышления лишает вас светлого будущего

Оригинал взят у art_genius в Как отсутствие мышления лишает вас светлого будущего
В прошлом году я довольно продолжительное время преподавал в одном из вузов. Было это по приглашению, и я мог выбрать какому именно курсу рассказывать свои захватывающие истории про планирование маркетинговой кампании. Разумеется, мне хотелось общаться с теми, кто уже что-то понимает в вопросе, чтобы не обсуждать самые базовые вещи, но еще не считает себя всезнающим выпускником и будет прислушиваться.

Для пробы был выбран третий курс.

Спустя три недели, по ходу которых мы так и не выбрались за пределы первого пункта – "Сформулировать конечную цель кампании" – я попросил никогда больше не подпускать этих людей ко мне, и перебрался к пятому курсу, который обещал быть сообразительнее. Но прежде меня попросили провести небольшой мастер-класс у первого курса, чтобы они получили представление, с чем им придется столкнуться в будущем.

Первый курс в своем развитии оказался на уровне третьего.

К выпускникам я шел уже настороженно и без особых надежд. Все прошло, как и ожидалось:  пятый курс оказался на том же уровне развития, что и первый.

Все курсы одинаково не могли понять, что происходит, что от них требуется, что нужно спрашивать и, когда их просили высказать какие-то свои идеи, эти мысли оказывались идентичными – что у первокурсников, что у выпускников.

В итоге, чтобы довести дело до конца и никого не подводить, я все-таки доизучал планируемое вместе со вторым курсом, и по ходу общения с ними обратил внимание на поразительный момент, который присутствовал и у всех остальных студентов: полное отстутствие причинно-следственной связи в голове и неспособность прийти к каким-то выводам с помощью мышления и рассуждения.

Доходило до абсурда: студент добавляет меня в друзья в одной из соцсетей, но по делу вообще ничего не спрашивает, зато постит фотки того, как обкуривается с друзьями. На следующий день он приходит и говорит, что ничего не сделал, потому что болел.

Когда я впервый раз услышал такое (а это случалось не раз и с разными студентами), смог сказать только: "Ты серьезно?"

Или девушка, которая отказывалась выполнять практическое задание, срываясь на крик, и заявляя, что ей лучше известно, как правильно делать. Через 10 минут заканчивается пара, эта девушка подходит ко мне и спрашивает, можно ли пройти практику у меня в организации. Зачем? Чтобы я слушал крики про "не буду делать" и "лучше знаю" и у себя на работе?

Так как вопросами образования я не интересовался с момента собственного поступления в институт, для меня оказалось поразительным открытием то, что вступительных экзаменов теперь нет, и все решает балл, набранный на ЕГЭ. Помню, что мне в свое время пришлось не только написать два сочинения (на свободную тему и по литературе), но и пройти собеседование, в ходе которого по-настоящему умные люди проверяли не только границы моей эрудиции, но и навыки мышления. ЕГЭ же – это зазубривание, по итогам которого никаких настоящих знаний у человека не остается, никаких основополагающих принципов, на которых он мог бы в дальнейшем строить суждения в других областях.

Отсутствие же причинно-следственной связи в голове мешает студентам понять, что по итогам своего обучения они будут ровно в том же положении, что и прежде, лишь с некоторыми специализированными знаниями, которые очень быстро выветрятся из-за отсутствия понимания принципов их работы.

Я шел в институт с надеждой найти там светлую голову с потенциалом, который можно было бы реализовать в рамках совместной деятельности. Вышел же оттуда с одним лишь только разочарованием.

В этом году я, вероятно, снова буду преподавать, но на этот раз – никаких студентов после ЕГЭ, только взрослые люди с высшим образованием, которые оплачивают свое обучение и понимают, зачем им это нужно.

Разумеется, у всех студентов все будет хорошо – просто потому, что включится механизм приспособления. Даже если кто-то не сможет найти себе работу с зарплатой в 100 000 рублей, он прекрасно адаптируется к жизни с зарплатой в 20 000 рублей. Жизнь обо всех позаботится. Но никаких свехрдостижений у них, конечно, не будет, – даже "своего рекламного агенства", о котором так мечтала одна из студенток. Для этого нужно нечто большее, чем просто реагировать на импульсы из вне.

Как не допустить такого? Могу поделиться лишь собственным очень простым опытом:

1. Читайте разные книги. Не только художественные, но и научно-популярные (в гораздо большей степени – их). На самые разные темы, которые заставят мозг работать и образовывать новые нейронные связи.

2. Общайтесь с интересными людьми, которые могут поделиться собственным опытом. И я не имею в виду опыт плясок в клубе или пьянок с друзьями.

3. Придумывайте новые идеи. Любые идеи. Просто каждый выбирайте какую-нибудь тему и записывайте 10 идей на этот счет. Если справитесь без проблем или мозг не закипит, выберите другую тему или запишите 20 идей. Или 100.

4. Пробуйте новые занятия. Освойте музыкальный инструмент, научитесь рисовать или плавать под парусом.

5. Анализируйте прошлое и придумывайте будущее. Это и есть та самая причинно-следственная связь – когда вы начинаете размышлять о том, почему что-то привело к чему-то, а потом – что мне нужно сделать, чтобы прийти к желаемому результату. Делайте это на бумаге, рисуйте схемы, если так будет удобнее.

6. Слушайте классическую музыку и смотрите хорошие фильмы. Все это стимулирует мозговую активность и дает новый эмоциональный опыт.

7. Играйте в игры. Я не имею в виду те игры, где нужно рубить пальцем фрукты или тыкать в экран на скорость, нет, играйте в шахматы, в го, хоть в Монополию. Если это компьютерные игры, то выбирайте жанры, которые будут заставлять вас напряженно думать, а не расслабляться: классические адвенчуры типа Full Throttle, где нужно было и диалоги слушать, чтобы сделать из них выводы, и думать о возможных комбинациях предметов и действий для решения задач. Помимо этого – классические же стратегии. Какие-нибудь Master of Orion 2 или Capitalism 2 и умных взрослых людей без проблем ставили в тупик.

8. Отдыхайте. Для того, чтобы мозг "изучил" новый опыт и сформировал нейронные связи, ему нужен период восстановления, так что прогулка на природе и хороший сон – это всегда лучше круглосуточного чтения, которое практикует любой студент в период сессии.

Конечно, детям все это тастся гораздо проще, и результаты будут видны быстрее, но если вы уже взрослый человек и считаете, что нужно просто ходить в офис и дожидаться смерти, попробуйте поделать что-нибудь из указанного выше. А через месяц поделитесь своими впечатлениями от абсолютно новой жизни.
Tags: развитие детей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments