Дарья (daralian) wrote,
Дарья
daralian

Про что заморачиваться к школе

Жаль, что поздновато попалось. Но у меня для исправления возможных ошибок еще Глеб есть)))
Заодно и Алю потестирую, хотя учителя ее хвалят. А уж как она полонез танцевала - загляденье.

Оригинал взят у semirina в Про что заморачиваться к школе
О готовности к школе много говорят и пишут, и все больше банальностей - про усидичивость и психические процессы.
На самом деле чтобы в нашей школе учиться, надо быть максимально здоровым, иметь колоссальный запас прочности и определенную долю  пофигизма.
Но это мое мнение, а у специалистов мнения могут быть различными.
Мне интересно, и я буду в этом сообществе с вами делиться найденным интересным про детей и обучение.

Так и вот.
На днях прослушала курс Елены Игоревны Кудрявцевой, которая психолог, в прошлом дефектолог (хотя в каком прошлом - дефектолог он и есть дефектолог, просто в данный момент увлекается другим ))
Она назвала критерии готовности к школе  (хотя я лично склонна заменять термин "готовность к школе" на "способность обучаться в условиях школы") емко и энергично.

Перессказываю своими словами.

Пункт первый.

Стандартные классификации (форма, цвет, размер и т.п.) должны быть доведены до автоматизма.

Я, признаться, долго не могла понять, чего так упираются специалисты в обучение детей обобщающим словам (фрукты, овощи и всякое такое) - пока не начала с детьми работать сама.
До меня только потом дошло, что способность к обобщению и классификации - это базовые фукнции мышления, на основе которых ребенок способен усваивать правила и переносить их на другой материал.

Так что да, зубрим группы без конца и края! :) Кто птицы и почему, кто животные и почему, кто грибы и почему, кто ягоды и почему ... кто какого цвета, размера, формы - это все закладывает базис для понятийной пирамиды в будущем.

Пункт второй.
Тонкая дифференцировка.

Недостаточно знать основные цвета - учите ребенка распознавать оттенки. Не пятьдесят оттенков серого, конечно, но вот красный - оранжевый и чуть более красный и чуть менее оранжевый и т.д. - надо, ага

Это как бы шлифовка мышления.

Японские дети вон к 5 годам знают 94 цвета, потому что для их родителей это обычное такое бытовое употребление лексики.

Хорошо бы с ребенком рисовать акварелью. Смешивать ее, получать разные оттенки и уметь их называть (эх... и чего я не японка???)

Вообще рисование - штука важная.
Как-то на курсе Мария Владимировна Осорина - большой специалист в детском рисовании - заявила, что если ребенок плохо рисует, то это говорит о задержке психического развития.
Я тогда засомневалась.
А теперь понимаю что да, важный признак.
Надо срочно выяснять, чего там с ребенком, и срочно развивать.
Иначе в школе аукнется.

Хотя, конечно, авось и "дозреет".
Но это уже вам выбирать - авось или внимание к проблеме.

Пункт третий.
Умение сравнивать и понимать основания для данной классификации.

К примеру "Ты говоришь, что тоньше? Почему?" - и ребенок вам логично объясняет, почему он считает, что это тоньше
(Хотя я бы вот лично на этом вопросе слегка подзависла )))))))

Пункт четвертый.
Рисование по клеточкам (графический диктант)

Знаете, да? Вы диктуете ребенку "Одна клеточка вправо, две влево, четыре вниз.... " и т.д. Ребенок ведет линию, и в результате получается какая-то фигура.

Дополнение к этому пункту: ребенок легко и просто должен уметь провести без линейки прямую линию.
Хорошо понимает, что такое диагональ (по клеточкам может ее нарисовать).
Легко выполняет задание типа "Начерти линию размером 5 клеточек безотрывно"

Пункт пятый.
Развитая устная речь.

Надо отметить, что "проверять" у детей способность к перессказу нужно на готовых и знакомых сюжетах (не "Репка", конечно, но не надо давать сложные малознакомые тексты - ребенок может смутиться)

К примеру, попросите ребенка рассказать, про что сказка "Золотая рыбка". Не наизусть, а своими словами.

Важно, чтобы четко наблюдались:
- развернутость речи,
- грамматическая верность,
- деление паузами речи на предложения (!)

Все это - подготовка к письму.

Пункт шестой.
Способность к пению детских песен.

Вот да, не для красоты в детских садах детей песням учат! )))
Ваш ребенок сколько песен наизусть знает и может спеть? Хвастайтесь!

Песни должны быть обязательно детскими - там есть сюжет, и это важно. Взрослые песни, увы, часто просто набор звуков, и для подготовки к школе не подходят категорически. Поэтому они не считовы при подсчете )))

Изучение музыки сильно способствует развитию математических способностей, знаете ли. По идее, слова (речь), рисунок, музыка - это все воспроизведение психических образов.
В музыке и математике по сути различные способы кодировки одного и того же.
Наблюдается даже такой факт, что все известные химики имеют музыкальное образование, во как (я, правда, не проверяла, верю Елене Игоревне на слово).

Так что вот.

Пункт седьмой.
Умение танцевать. Ребенок легко и радостно повторяет движения в сообтветствии с темпом музыки.

Причем радость от танцев - один из важных признаков психической нормы.
Если не хочет, протестует, не нравится - практически 100% вероятность нарушения ритмической активности мозга.
На ЭЭГ вы получите эту самую ритмическую активность там, где ее быть не должно. И получается, что у ребенка нарушается тонкое торможение, оно слабо развито - и трудности в обучении практически гарантированны.

Срочно бежать к неврологу (правда, говорить "мой ребенок не танцует, помогите" лучше, наверное, не надо.... Но у такого ребенка найдется повод для неврологического обследования, это совершенно точно)

Хорошо танцующие двоечники - это лоботрясы, с головой у них все в порядке.  А вот если двоечник и танцевать не может-не любит - это не лечили значит.

Причем спорт для развития ритмической активности мозга вообще не подходит, он для другого. Туда после 10 лет хорошо топать (если, конечно, вы не намерены ростить суперпуперспортсмена).
Короче, все на танцы! :)

Пункт восьмой.
Ребенок должен знать правила жизни.

Хотя бы три, говорит Елена Игоревна, не углубляясь в эту тему.

Ну и как вы считаете: какие три правила жизни надо чтобы ребенок знал? Ваши версии?


Ну и самый главный пункт: К ШЕСТИ ГОДАМ РЕБЕНОК ЧЕТКО ЗНАЕТ, ЧТО ОБУЧЕНИЕ - ЭТО НОРМА ЖИЗНИ.
Если он так не считает, смотрим в зеркало ;)


Надо сказать, что Елена Игоревна - представитель системно-векторной психологии, основанной на довольно оригинальной типологии характеров (я на сайте выложила кусочек, где про это рассказываю немножко и популярно), и она часто дает заметки, как тот или иной тип ребенка обучать проще.
Но про это мы в другой раз поговорим.
Tags: развитие детей, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments